Яндекс.Метрика

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ

СОЮЗ САДОВОДОВ

630132 Новосибирск, ул. 1905 года, д.13

(383) 220 20 69
ГЛАВНАЯ  НОВОСТИ  СУБСИДИИ  РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ  ОБЪЯВЛЕНИЯ  ОБРАЩЕНИЯ САДОВОДОВ  ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ  КОНТАКТЫ  

  ГЛАВНАЯ  ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

Письмо УФНС по НСО 25.02.2021

Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее - Управление) в связи с обращением Новосибирского областного союза садоводов «Об участии специалиста» направляет информацию по налогообложению для председателей и бухгалтеров садоводческих некоммерческих товариществ.

1. По налогу на прибыль организаций и налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций или налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по указанным налогам, определены в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и УСН не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, к которым, в частности, отнесены осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов). При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Кроме того, подпунктом 4 пункта 1.1 статьи 346.15 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса установлено, что доходы, полученные, в частности, садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами (некоммерческими партнерствами), жилищными, садоводческими, огородническими, дачными или иными специализированными потребительскими кооперативами от

Собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями, при определении объекта налогообложения не учитываются.

Иные доходы, получаемые некоммерческими организациями, не поименованные в статье 251 Кодекса и подпункте 4 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций и УСН в общеустановленном порядке.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 217-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2019 года (ранее действовал Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»), под взносами понимаются денежные средства, вносимые членами товарищества на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены Законом № 217-ФЗ и уставом товарищества.

Пунктом 5 статьи 14 Закона № 217-ФЗ предусмотрено, что членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные:

- с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе уплатой арендных платежей за данное имущество;

- с осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение на основании договоров, заключенных с этими организациями;

- с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями;

- с благоустройством земельных участков общего назначения;

- с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности;

- с проведением аудиторских проверок товарищества;

- с выплатой заработной платы лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;

- с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, выполнением решений этих собраний;

- с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 6 Закона № 217-ФЗ целевые взносы вносятся членами товарищества по решению общего собрания членов товарищества, определяющему их размер и срок внесения, в порядке, установленном уставом товарищества, и могут быть направлены на расходы, исключительно связанные:

- с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка;

- с подготовкой документации по планировке территории в отношении территории садоводства или огородничества;

- с проведением кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования;

- с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования;

- с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.

Что касается лиц, не являющихся членами товарищества, то в силу пункта 3 статьи 5 Закона № 217-ФЗ такие лица обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном Законом № 217-ФЗ для уплаты взносов членами товарищества. В случае невнесения платы, предусмотренной данной статьей, плата взыскивается товариществом в судебном порядке.

Как разъяснялось Минфином России, денежные средства, вносимые лицами, не являющимися членами товарищества, в частности за содержание имущества общего пользования, его текущий и капитальный ремонт, услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом, являются платой, а не целевыми взносами. Данная плата не отнесена ст. 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поэтому подлежит налогообложению на основании статьи 248 Кодекса (письма Минфина России от 10.04.2019 № 03-03-07/25157, от 03.04.2019 № 03-03­07/23081).

Федеральным законом от 29.09.2019 № 321-ФЗ в подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса внесены изменения, согласно которым к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относится плата, вносимая собственниками и иными правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества, за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, за текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном Законом № 217-ФЗ для уплаты взносов членами товарищества.

Действие положений подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса (в редакции Федерального закона № 321-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года (пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 321-ФЗ).

2. По водному налогу

Об обязанности представления налоговой декларации по водному налогу при заборе воды из подземных водных объектов

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 главы 25.2 Кодекса налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно­-бытового и технологического водоснабжения осуществляется на основании специального государственного разрешения в виде лицензии, выдаваемого в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Таким образом, организация, осуществляющая на основании соответствующих разрешительных документов пользование водным объектом, подлежащее в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензированию, признается плательщиком водного налога.

В случае отсутствия у организации соответствующего разрешения на осуществление водопользования, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация также признается плательщиком водного налога.

При этом на основании статей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет привлечение к административной ответственности.

Об обязанности представления налоговой декларации по водному налогу при заборе воды из поверхностных водных объектов на основании действующих лицензий на водопользование

Согласно пункту 2 статьи 333.8 Кодекса не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации. Водный кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.01.2007.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» Водный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Положениями статьи 5 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ определено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

Указанные водопользователи вправе заключить новые договоры водопользования или обратиться с заявлением о предоставлении водных объектов в пользование на основании соответствующих решений.

Действие решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по истечении срока действия лицензии на водопользование и договоров пользования водными объектами.

Таким образом, если организация-водопользователь осуществляет пользование поверхностными водными объектами на основании лицензии и срок действия лицензии на настоящий момент не истек, организация, в том числе СНТ, будет являться плательщиком водного налога и обязана представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке.

Об уплате водного налога садоводческими некоммерческими товариществами

Статьей 333.9 Кодекса определены объекты обложения водным налогом и установлен закрытый перечень видов водопользования, не являющихся объектом налогообложения.

На основании подпункта 13 пункта 2 статьи 333.9 Кодекса не признается объектом налогообложения водным налогом забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садовых, огородных земельных участков и земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, для

водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Для освобождения от налогообложения водным налогом объемов воды, забранной из водного объекта для указанных целей, необходимо наличие соответствующей лицензии на осуществление конкретного вида водопользования с обязательным отражением в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды, установленных для данной цели.

Таким образом, организация, в том числе СНТ, осуществляющая забор воды из водного объекта на основании лицензии, в которой в качестве целевого назначения указан полив садовых, огородных земельных участков, является плательщиком водного налога, но, учитывая, что указанный вид водопользования не является объектом налогообложения водным налогом, водный налог в данном случае не исчисляется и не уплачивается.

Вместе с тем на основании положений статьи 333.15 Кодекса организация, осуществляющая указанный вид водопользования, обязана в срок, установленный для уплаты водного налога (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом)), представить в налоговый орган по месту нахождения водного объекта налоговую декларацию по водному налогу, поскольку обязанность представлять налоговую декларацию у организации возникает не на основании исчисленной суммы налога, а на основании признания ее плательщиком соответствующего налога.

В случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в пункте 2 статьи 333.9 Кодекса, водный налог уплачивается в общеустановленном порядке.

Налоговые ставки водного налога в 2021 году

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.12 Кодекса при заборе воды установлены следующие ставки водного налога:

- при заборе воды из подземных водных объектов, относящихся к бассейну реки Обь, - 330 руб. за 1 тыс.куб.м;

при заборе воды из подземных водных объектов, не относящихся к бассейну реки Обь (прочих водных объектов), - 342 руб. за 1 тыс.куб.м;

- при заборе воды из поверхностных водных объектов, относящихся к бассейну реки Обь, - 270 руб. за 1 тыс.куб.м;

- при заборе воды из поверхностных водных объектов, не относящихся к бассейну реки Обь (прочих водных объектов), - 276 руб. за 1 тыс.куб.м.

Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2015 года, предусматривает ежегодную индексацию ставок водного налога.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 333.12 главы 25.2 Кодекс налоговые ставки, установленные пунктом 1 указанной статьи (с учетом положений пункта 4), в 2021 году применяются с повышающим коэффициентом 2,66.

Таким образом, ставки водного налога с учетом повышающего коэффициента 2,66 в пределах установленного лимита водопользования составляют:

При заборе воды из подземных водных объектов (в пределах разрешённого (предельно допустимого) водоотбора):

для подземных водных объектов, относящихся к бассейну р. Обь, - 878 руб./тыс.куб.м (330*2,66);

для подземных водных объектов, не относящихся к бассейну р. Обь, - 910 руб./тыс.куб.м (342*2,66);

для поверхностных водных объектов, относящихся к бассейну р. Обь, - 718 руб./тыс.куб.м (270*2,66);

для поверхностных водных объектов, не относящихся к бассейну р. Обь, - 734 руб./тыс.куб.м (276*2,66).

При сверхлимитном заборе воды из поверхностных или из подземных водных объектов в части превышения применяются в пятикратном размере налоговых ставок.

Согласно пункту 4 статьи 333.12 Кодекса налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определенную с учетом положений пункта 1.1 указанной статьи, с дополнительным коэффициентом 1,1.

3.  По налогу на имущество организаций

В соответствии с пунктом 1 статьи 373 главы 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса. С 1 января 2019 года объектом налогообложения является только недвижимое имущество.

Согласно пункту 1 статьи 8.11 Закона Новосибирской области от 16.10.2003 № 142- ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» от уплаты налога на имущество организаций освобождаются, в частности, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества - в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности, за исключением имущества, сдаваемого в аренду.

Пунктом 1 статьи 386 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны по истечении налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества, если иное не предусмотрено указанным пунктом и пунктом 1.1 статьи 386 Кодекса налоговую декларацию по налогу на имущество организаций (далее - декларация).

Таким образом, если садоводческому некоммерческому товариществу, как юридическому лицу, принадлежит недвижимое имущество, то оно обязано представить декларацию в налоговые органы по месту нахождения объекта недвижимого имущества в соответствии со статьей 386 Кодекса.

Форма декларации и порядок её заполнения утвержден приказом ФНС России от 14.08.2019 СА-7-21/405@ (в редакции приказа ФНС России от 09.12.2020 № КЧ-7- 21/889@).

4. По земельному и транспортному налогам

С 1 января 2021 года отменяется представление налогоплательщиками- организациями налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам. Таким образом, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам начиная с отчетности за 2020 год не представляются.

Налогоплательщики, как и прежде, уплачивают авансовые платежи по транспортному и земельному налогам в течение налогового периода, а после его завершения доплачивают те суммы, которые остались, до 1 марта года, следующего за налоговым периодом.

Таким образом, срок уплаты юридическими лицами транспортного и земельного налогов за 2020 год - не позднее 1 марта 2021 года.

Сообщения об исчисленных суммах налогов будут передаваться налогоплательщикам-организациям не позднее 6 месяцев после наступления срока уплаты налога.

Сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.

В Сообщение включаются сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде, налоговых ставках, периодах владения налогооблагаемым транспортным средством и земельным участком, повышающих коэффициентах, суммах исчисленного налога, в том числе суммах исчисленных авансовых платежей по налогам за каждый отчетный период.

Начиная с 2020 года организации, имеющие право на льготы по транспортному и земельному налогам, представляют заявление о предоставлении льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право на льготу.

Льгота юридическим лицам может быть предоставлена только на основании заявления.

Таким образом, если налоговый орган на дату составления Сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в Сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета налоговых льгот.

Сообщение передается налогоплательщику в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через Личный кабинет налогоплательщика, а в случае невозможности передачи данными способами - направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со даты направления заказного письма.

Налогоплательщик вправе в течение 10 дней представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога. Данные пояснения и документы рассматриваются налоговым органом в течение 1 месяца со дня их получения. В случае необходимости получения налоговым органом дополнительной информации, рассмотрение данных документов может быть продлено на срок не более чем на 1 месяц с уведомлением об этом налогоплательщика.

Если после получения Сообщения налогоплательщиком не представлены пояснения и соответствующие документы, либо в ходе рассмотрения таких документов налоговым органом подтверждена правильность исчисленной им суммы налога, неоплаченная сумма налога будет считаться недоимкой. Налоговым органом налогоплательщику-организации будет направлено требование об уплате налога и приняты установленные Налоговым кодексом Российской Федерации меры по взысканию недоимки.


630132 Новосибирск, ул. 1905 года, д.13

тел. (383) 220 20 69


©2020 Союз садоводов Новосибирской области

×